Close

Вопросы и ответы

Что такое религия?

Слово «религия» происходит от латинского слова «religio», означающего «благочестие», «набожность», «святыню», «предмет культа».

Религия – это мировоззрение или мироощущение (и обусловленное им поведение человека), которое подразумевает веру в нечто сверхъестественное, не поддающееся логическому осмыслению или объяснению при помощи имеющихся способов познания мира.

Основу любого религиозного мироощущения составляет вера.

Верующий человек не требует логических доказательств или материальных свидетельств существования Бога. Ему достаточно внутренней убежденности, его собственного опыта взаимодействия с божественным. Возникновение религиозных представлений было связано с совершенствованием самого человека, который в течение многих тысячелетий развивался физически и духовно.

Непознаваемая, могучая природа, окружавшая людей, была поначалу тем всеобъемлющим и великим божеством, которому стал поклоняться человек.

Исторически наиболее ранними формами религии были тотемизм, анимизм, магия, ведовство, шаманизм.
Религиозные представления людей менялись вместе с человеческим обществом и при этом сами являлись частью истории человечества.

Возникновение крупных государств с монархической системой власти, с влиятельными жреческими кастами, со сложной иерархией божеств стало основой для перехода к монотеистической религии, то есть к единобожию.

Постепенно возникает вера в единого, вездесущего Бога, творца Вселенной.
Целью жизни человека становится самосовершенствование по начертанным им заветам и заповедям, переданным человеку через его собратьев, наиболее преуспевших на пути духовного развития (пророков и др.).

С наступлением эпохи монотеистических религий (иудаизм, буддизм христианство, ислам) начался новый этап религиозной истории человечества.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что поскольку религии являются достоянием человеческой культуры, то они были также подвержены постоянным изменениям вместе с ходом истории.

Так, с одной стороны, религиозные вероучения духовно обогатили человека, содействовали тому, чтобы он поднялся на новый цивилизационный уровень.

Что такое светскость?

Термин «светскость» является определяющей качественной характеристикой или признаком государственно-политического обустройства обществ и государств. Словарь Даля толкует понятие «светскость» как: «земной», «мирской, суетный», «гражданский».

Светскость как характеристика (в нашем случае – государства) аккумулирует в себе свод принципов и правил, декларирующих:

  • нейтралитет государства по отношению к любой религии и любой метафизике;
  • независимость государства от любой религии, как и независимость религии от государства;
  • свободу совести и вероисповедания;
  • отсутствие какой бы то ни было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую религию по своему выбору или не исповедовать ни одной;
  • свободный от любой религии характер государственной школы.

Из этого следует, что понятие «светскость» заключает в себе такие характеристики, как:

  • нейтралитет (государства и школы),
  • независимость (государства от религии и наоборот),
  • свобода (совести и вероисповедания).

Применительно к государственно-правовой сфере светскость является характеристикой государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающей их:

  • общегражданскую направленность,
  • независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.

В чем заключается уникальность казахстанской модели межконфессионального согласия?

Нашу страну, которая исторически является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом, по праву называют «перекрестком цивилизаций». Здесь веками вместе жили и трудились представители разных этносов и различных вероисповеданий. Поэтому в Казахстане накоплен богатый, исторически бесценный опыт мирного сосуществования разных культур и цивилизаций, который способствует формированию сходных ценностных ориентаций у большинства населения страны, созданию толерантной атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия и взаимоуважения.

Глава нашего государства всегда подчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана – это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями.

Как известно, после обретения независимости перед нашей страной в числе прочих встала задача формирования общественного диалога и обеспечения межконфессионального согласия. В условиях полиэтноконфессионального казахстанского общества, духовный мир и согласие выступили факторами консолидации народа республики в единую гражданскую общность, мобилизуя его потенциал на созидание молодого государства.

Созданная за два десятилетия эффективная модель межконфессионального согласия сегодня служит необходимым условием и опорой процесса ускоренной модернизации Казахстана и его вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Казахстан последовательно и целенаправленно следует стратегической линии, направленной на развитие этнической самобытности при одновременном сохранении национально-культурного многообразия этносов. В основе государственной политики лежат базовые принципы дальнейшего укрепления культурной, религиозной и цивилизационной идентичности, перехода к культурной общности, а также всемирного развития диалога религий.

В Казахстане конструктивный диалог конфессий является одним из главных путей достижения стабильности и сохранения мира в стране.

Поликонфессиональность в Казахстане сопровождается утверждением принципов толерантности и взаимного уважения, которые имеют непреходящую гуманистическую ценность и практическую значимость, связанную с сохранением должного уровня безопасности государства.

Принцип толерантности в республике является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов построения светского государства. Показательно, что казахстанская модель не является статичной, застывшей. Она чутко реагирует на происходящие в стране и мире изменения, совершенствуясь в соответствии с новыми веяниями.

Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, Казахстан строит современное светское государство. Религия не вторгается в политико- государственные процессы. В свою очередь, государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая благоприятные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий/религий, государство стимулирует развитие диалога между ними, способствуя полноценной реализации ими своих функций.

За годы независимости в стране произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Восстановлены и отреставрированы историко- культурные памятники и мечети/храмы, возведены новые культовые сооружения.

В число официально признанных праздничных/выходных дней в Казахстане вошел мусульманский праздник Курбан-айт и православный праздник Рождество Христова.
Государственную политику в сфере религии в пределах своих полномочий реализует Агентство по делам религий, созданное Указом Президента Республики Казахстан 18 мая 2011 года.

Агентство реализует государственную политику в сфере обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания, укрепления взаимопонимания между религиозными объединениями различных вероисповеданий, а также осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и взаимодействие с религиозными объединениями.

При Правительстве Республики Казахстан действует Совет по связям с религиозными объединениями (далее – Совет).
Совет, как консультативно-совещательный орган, вырабатывает предложения и рекомендации по вопросам формирования и реализации основных направлений государственной политики в области религиозной деятельности и взаимодействия с религиозными объединениями, укрепления духовного согласия в обществе и гармонизации межконфессиональных отношений.

Совет, который формируется из числа лидеров ведущих конфессий, ученых-религиоведов, работников органов государственного управления и общественных деятелей РК, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, религиозными, иными общественными объединениями республики, а также международными организациями.

При акиматах областей, гг.Астаны и Алматы, районов и городов действуют Советы по связям с религиозными объединениями, которые на регулярной основе конструктивно решают все текущие проблемные вопросы в деятельности религиозных объединений. Выносимые на заседания вопросы, принимаемые по ним решения и последующее их выполнение оказывают влияние на улучшение общественно-политической и религиозной ситуации в регионе.

Консультативно-экспертный совет по вопросам религиозной ситуации в Казахстане (далее – КЭС) является постоянно действующим консультативно-экспертным органом при Агентстве по делам религий и осуществляет следующие функции:

  • вносит предложения по вопросам государственного регулирования религиозной деятельности и совершенствованию законодательства в сфере религиозной деятельности;
  • взаимодействует с зарубежными экспертами, международными организациями с целью обмена опытом в сфере изучения религиозной ситуации.

В состав КЭС входят ведущие специалисты и ученые в области религиоведения, политологии, социологии, философии, культурологии, юриспруденции, представители государственных органов и неправительственных организаций.

В республике с 2012 года действует ОО «Конгресс религиоведов», который объединяет в своих рядах более 160 специалистов.

При Конгрессе действует информационно- просветительский Интернет-портал «Е-Islam», созданный для удовлетворения познавательных, духовных и религиозных потребностей мусульман и всех тех, кто интересуется вопросами ислама. На Интернет-портале сосредоточена объективная информация об исламе, традиционных духовных ценностях казахстанского народа. Организована работа специалистов-блогеров.
При Агентстве по делам религий действует Совет по взаимодействию с неправительственными организациями, который консолидирует неправительственный сектор и институты гражданского общества к реализации государственной политики в сфере религии и свободы вероисповедания, в том числе по вопросам развития гармоничных межконфессиональных отношений, толерантного сознания, общественного мира и согласия.

Совет в своем составе объединяет более 40 НПО, представляющих гражданский сектор, из них 28 НПО, непосредственно оказывающих различные услуги в сфере религиозных отношений.

В целом, в нашей стране сформировалась уникальная модель межконфессионального согласия, где каждый гражданин, независимо от религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией.

В своем обращении по случаю вступления Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ Президент Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул, что «наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий».

Почему Республику Казахстан называют территорией согласия и толерантности?

Казахстан назван территорией согласия и толерантности благодаря политическим и религиозным лидерам мира, которые на протяжении вот уже 22 лет проявляют широкий интерес к государственному строительству молодого государства, а также к инициативам и стратегии его Лидера Нурсултана Назарбаева.

Действительно, Казахстан на своем примере строительства суверенного государства убедительно демонстрирует, что согласие и толерантность как залог мирного сосуществования множества этносов и конфессий вполне возможен. Для этого имеются все объективные предпосылки.

Первое. Наладив постоянный межэтнический, межкультурный и межконфессиональный диалог, Казахстан снял угрозу распространения экстремизма и терроризма на своей территории.

Казахстан – одна из немногих стран постсоветского пространства, которая не имела хаоса социальных беспорядков. Нас не коснулись массовые стихии экстремизма и террора. Мы стали активными участниками общемировой борьбы с экстремизмом и терроризмом. Очевидные достижения в борьбе с современными вызовами объективно послужили росту значимости страны в качестве фактора стабильности в регионе Центральной Азии.

Казахстан, став реальным лидером в регионе, являет собой добротный пример эволюционного пути политического и экономического развития для всех Центрально-азиатских государств.

Второе. В сложнейших условиях первых лет суверенитета, когда перед страной остро стояли задачи государственного строительства, в основу государственного устройства Казахстана был положен принцип формирования идентичности на базе гражданства, а не этничности.

Этот принцип лег в основу Конституции нашей страны и нашел свое выражение в формуле «Мы – народ Казахстана». Тем самым мы подтвердили: суверенитет Казахстана основывается на целостности и единстве всего населения, а не отдельных национальностей и вероисповеданий, что обеспечивает равенство прав и свобод всех граждан независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности.

В настоящее время все законы нашей страны учитывают мировой опыт, исходят из фундаментального принципа демократии – прав человека, свободы волеизъявления и защиты интересов меньшинств.

В Республике Казахстан нет ни одного закона, который содержал бы положения, ущемляющие права этносов и их вероисповедальных чувств. Символом этой политики является наш национальный праздник – 1 мая, объявленный Днем единства народа Казахстана.

Третье. Обеспечено духовное возрождение страны и самое важное – общенациональное согласие и толерантность. Эта культура кристаллизуется временем, закладывается в ментальность народа.

Тюрко-славянский мир Казахстана продемонстрировал удивительный феномен бесконфликтного контакта и развития мусульманской и христианской конфессий. За 22 года независимости нашей страны, казахстанский народ, при совместных действиях, построил государство, в котором эффективно решаются задачи сохранения единства многообразия этники, культуры и религии.

В сознании нации утвердилось понимание, что полиэтноконфессиональное многообразие Казахстана – это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями.

И, наконец, четвертое. Казахстан стал международным центром диалога всех мировых и традиционных религий.

Четвертый Съезд лидеров мировых и традиционных религий, состоявшийся 30-31 мая 2012 г., в работе которого приняли участие 87 делегаций из 40 стран мира, по праву признан его участниками серьезным шагом на пути к дальнейшему взаимному пониманию, мирной жизни, достойному существованию, гармонии интересов обществ и государств.
Сама идея проведения Съезда духовных иерархов, создание Совета религиозных лидеров, чествование 10- летия со дня созыва Первого Съезда, строительство Дворца мира и согласия в столице государства и многое другое стали подтверждением стремления республики проводить конструктивный диалог с целью поиска совместного ответа мировых религий на новые, нестандартные угрозы и вызовы современности.

Общим же знаменателем государственной политики является то, что межэтнический и межконфессиональный диалог стал мощным фактором упрочения согласия и толерантности в обществе.

Сегодня мы должны быть уверены в том, что народ Казахстана хочет жить вместе на одной территории согласия и толерантности в Казахстане, ибо как утверждал еще французский политический мыслитель Шарль Луи Монтескье – «дух нации» и любовь к Родине являются единственной основой гармоничного существования общества».

Взаимное понимание, терпимость, бережное восприятие духовных и культурных ценностей людей разных этносов и конфессий, составляющие глубинную суть казахстанского общества, позитивно отражаются на общем менталитете народа, формируя общие для всех этносов идеалы и ценности.

В чем суть государственной политики в религиозной сфере?

В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан – Лидер нации Нурсултан Назарбаев отмечает, что гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность.

Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многоэтничной стране справедливо признаны мировым эталоном. Казахстан является одним из центров глобального межконфессионального диалога.

Действительно, сегодня в Казахстане совместно проживают представители более 130 этнических и 18 конфессиональных групп, между которыми в стране сформированы благоприятные условия для сосуществования и развития.

Развитие религий и возрождение духовных традиций в Казахстане является результатом проводимой государством и его Лидером выверенной и взвешенной политики, направленной на обеспечение свободы вероисповедания, духовного прогресса, сохранения и укрепления гражданского мира и межконфессионального согласия в стране.

Основными задачами государственной политики Республики Казахстан в сфере религии являются:

  1. Обеспечение реализации прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействие с религиозными объединениями.
  2. Обеспечение межконфессионального согласия и стабильности в казахстанском обществе, организация и поддержка межконфессионального диалога.
  3. Противодействие религиозному экстремизму и терроризму, обеспечение национальной безопасности в религиозной сфере.

Обозначенные задачи реализуются как в политике центральных государственных органов, так и местных исполнительных органов.
Основными принципами, на которых строится конфессиональная политика в Казахстане, являются:

  1. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания граждан. Конституция запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому и иным признакам. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» укрепил правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Казахстан присоединился к важнейшим международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
  2. Казахстан является светским и правовым государством, поэтому государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями всех своих прав и функций.
    Данные принципы способствовали значительному росту количества религиозных объединений и укреплению дружественных связей между конфессиями. Несмотря на то, что большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. Об этом свидетельствует динамичное увеличение численности немусульманских религиозных объединений. Так, за годы независимости количество православных, католических и протестантских общин возросло в несколько раз.

Активное участие институтов гражданского общества – неправительственных образований, Ассамблеи народа Казахстана, а также средств массовой информации в реализации государственной политики в сфере религии играет важную роль в укреплении конфессиональной стабильности в Казахстане. Сегодня важно формирование четкой гражданской позиции людей по отрицанию всякого рода деструктивных идей, в том числе псевдорелигиозных.

Мирное сосуществование религий, противодействие распространению экстремизма, в целом, являются приоритетными задачами всей внутренней и внешней политики Казахстана. Важно знать, что конфликты на религиозной и этнической основе, ограничение культурных, социальных, политических прав, дискриминация по этническому или конфессиональному признаку, религиозный экстремизм и терроризм могут послужить причиной нестабильности политической системы государства и роста напряженности в международных отношениях.

В целом следует отметить, что в настоящее время в Казахстане сформировалась уникальная модель взаимоотношений государства и религий, основанная на невмешательстве во внутренние дела религиозных

объединений, уважительном отношении к религиозным убеждениям и равенстве представителей различных вероисповеданий перед законом.
По данным социологических опросов за 2013 год, политику государства в области религии поддерживают в общей сложности 89% граждан страны. В этой связи политику государства в сфере религии, с учетом общественной поддержки государственных инициатив в этой области, можно назвать вполне успешной.
Опыт нашей страны по взаимодействию различных конфессий изучают международные организации и зарубежные партнеры, в том числе ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ.

Конституция Республики Казахстан позиционирует наше государство как светское. В чем состоят принципы его светскости?

Действительно, Конституция (Основной Закон) нашей страны в своей Статье 1 Раздела I прямо устанавливает, что: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Тем самым конституционно закреплен основополагающий принцип построения и функционирования казахстанского государства как светского, в котором отсутствует официальная государственная религия и ни одно из вероучений не признается «обязательным» или «предпочтительным». А светские основы государственного устройства республики ни в коей мере не противоречат принципам свободы совести.

Анализ конституционно-правовых норм светского Казахстана позволяет классифицировать все виды и формы взаимоотношений государства с религиозными организациями, которые базируются на соответствующих принципах, таких как:

  • отделение религиозных объединений от государства;
  • равенство всех религиозных объединений, легитимно действующих на религиозно-правовом пространстве республики;
  • светскость государственной службы и местного самоуправления;
  • светскость системы образования;
  • недопустимость прямого финансирования государством религиозных организаций;
  • запрет религиозным организациям на прямое участие в политической борьбе;
  • установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.

Светский Казахстан в равной мере толерантно относится к исламу и православию, а также к конфессиям других вероисповеданий; на законодательном уровне гарантирует и реально обеспечивает права граждан на свободное исповедание религии.

Конституция не допускает деятельность политических партий на религиозной основе.

Органы государственной власти формируются и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции (Основного Закона) Республики Казахстан.

На основе положений Конституции действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011г.), который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Конституции, международных актах и Соглашениях о правах человека.

В Казахстане как светском государстве реализуется принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым:

  • религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности,
  • не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов.

Вместе с тем свобода совести как конституционно- правовое понятие означает разрешенное и гарантированное законами РК право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка.
Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, независимо от отношения к религии.

Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством РК.

В праве четко указано, что никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается только в соответствии с законодательством РК.

Религиозные объединения в рамках законодательства могут оказывать содействие и помощь государству в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что конституционно-правовые аспекты светскости Республики Казахстан обусловлены международно-правовыми документами, включающими в себя нормы, закрепляющие положение о равенстве людей независимо от их вероисповедания, о их праве на свободу совести и вероисповедания, включая свободу не исповедовать никакой религии.

Что такое светское государство?

Под светским государством общепринято обозначать:

  • его социальную и формальную независимость от религиозных либо иных идеологических источников;
  • недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка;
  • отсутствие общеобязательной религии/идеологии;
  • независимость государства и государственно- правовых отношений:
    • от санкционирования или давления религии или ее идеологии,
    • от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии,
    • от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Основным критерием светского государства является отсутствие обязательной для всех его граждан религии. Отсюда вытекает, что отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти.

Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, – один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям.

Государство и религиозные объединения – не равноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга. Здесь всегда присутствует верховенство государства. Вместе с тем светский характер государства не означает, что никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Оно осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений.

Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений. Религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества, а верующие – полноправными гражданами Республики Казахстан.

Светский характер государства не предполагает изоляции религиозных объединений от общественной жизни, социальных процессов, прежде всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.

Что такое Съезд лидеров мировых и традиционных религий и какова его история?

Последовательная политика Казахстана, направленная на обеспечение мира, стабильности, межконфессионального согласия в стране, находит широкую поддержку и одобрение у мировой общественности.

Казахстан выступает в качестве универсального «моста» между Востоком и Западом. Многие международные организации, прежде всего ООН, всячески поддерживают усилия Казахстана, направленные на укрепление межконфессионального и межрелигиозного диалога, который не может не сказаться на взаимоотношениях стран в целом.

Выдающиеся деятели ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма признали Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане глобальной площадкой, на которой можно вести диалог всем религиям мира. Это самое яркое выражение того, что конфессиональная политика в Казахстане позволила выработать уникальные, своеобразные рецепты, которые интересны всему международному сообществу.

Речь идет о глобальной инициативе Лидера нации – Президента Нурсултана Назарбаева о проведении в столице Казахстана г.Астане Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Как известно, I Съезд состоялся 23-24 сентября 2003 г., II Съезд – 12-13 сентября 2006 г., III Съезд – 1-2 июля 2009 г, IV Съезд – 30-31 мая 2012г. Участниками межрелигиозных форумов стали главы крупнейших конфессий мира, известные политики и представители международных организаций. На приглашение руководителя Казахстана откликнулись посланники ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма и других религий.

Проведение в Казахстане Съездов лидеров мировых и традиционных религий – это конкретный вклад Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций, как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности.

Идея межконфессионального диалога за эти годы получила широкую поддержку и развитие. Если в 2003 г. на I Съезд прибыли 17 делегаций, то в 2006 г. участниками форума стали 43 делегации из 20 стран, в 2009 г. – уже 77 делегаций из 35 стран мира, а в 2012 г. – в съезде участвовали 85 делегаций из 40 стран мира.
Важной особенностью Съездов стало то, что в их работе, кроме представителей всех крупнейших конфессий мира, принимают участие видные политики, главы государств и влиятельных международных организаций. Это позволяет принимать действенные решения, которые напрямую могут повлиять на укрепление безопасности в мире, сближение культур и цивилизаций.

Расширяется круг влиятельных международных институтов, представленных на Форуме. В их числе Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация исламского сотрудничества (ОИС), Альянс цивилизаций. К работе Съезда присоединились представители новых религиозных конфессий и духовенства из Индонезии, Пакистана, Палестины, Бразилии, которые ранее не участвовали в его работе.

Деятельность Съезда создает возможности для совместного обсуждения и решения острых проблем, возникших на религиозной почве, диалога религий и культур различных народов, обмена опытом и воспитания духа религиозной толерантности, формирования положительного имиджа мирных религий.

Кроме того, встречи лидеров мировых и традиционных религий открывают широкие перспективы для преодоления насилия, религиозного фанатизма, экстремизма и терроризма. Они демонстрируют людям, что у религиозного экстремизма и терроризма нет религиозных оснований. Вероучения мировых религий отвергают фанатизм, насилие и нетерпимость, а те, кто прикрываются в своей античеловеческой деятельности религиозными лозунгами, совершают преступление против религии.

Организация мирного сосуществования различных религий стала главной темой форумов духовных лидеров в Казахстане.

В ходе работы I Съезда были затронуты проблемы религиозно-политического экстремизма и терроризма, конфликтов и дискриминации на религиозной почве, бесправия и насилия.

По итогам форума духовные лидеры пришли к единому мнению о необходимости совершенствования межрелигиозной гармонии, взаимовосприятия, преодоления ненависти, враждебности, нетерпимости и ксенофобии, создания образовательных программ и средств социального общения для продвижения позитивных подходов к религиям и культурам. Итогом Съезда стало принятие Декларации о совместных действиях по обеспечению сохранности мира, обеспечения стабильности и прогресса для человечества в будущем.
I Съезд стал неординарным и запоминающимся событием, продемонстрировавшим миру своевременность и необходимость воплощения идей сотрудничества и единения представителей различных религий во имя мирной и достойной жизни людей всего мира. Идея Съезда была поддержана такими видными деятелями и политиками как К. Аннан, Дж. Буш, М.Тэтчер, Цзянь Цзэминь, Н.Мандела, Ж.д’Эстен, и другие.

II Съезд прошел под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность». На Съезде были приняты «Принципы межрелигиозного диалога», которых придерживаются участники. В итоговом документе Второго Съезда была емко отражена глобальная потребность в замене «идеологии противостояния» на «культуру мира».
III Съезд прошел под названием «Роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве» при участии и технической помощи со стороны ООН. В ходе Съезда были обсуждены такие важные вопросы как: «Моральные и духовные ценности, мировая этика», «Диалог и сотрудничество», «Солидарность, особенно в период кризисов».

IV Съезд прошел под названием «Мир и согласие как выбор человечества». Содержательной особенностью форума стало проведение четырех секционных заседаний на актуальные для сегодняшнего общества темы: «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития», «Религия и мультикультурализм», «Религия и женщина: духовные ценности и современные вызовы», «Религия и молодежь», а также создание Совета религиозных лидеров Съезда.

Весомый вклад в передачу опыта Съезда международному сообществу оказали мероприятия, организованные в 2013 году в рамках чествования 10-летия со дня созыва Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Презентационные мероприятия, посвященные опыту Съезда, состоялись в 10-ти государствах мира.
В целом, вклад в развитие глобального межрелигиозного диалога поднял авторитет Казахстана в сообществе наций. Астана стала постоянной диалоговой площадкой Съезда и заняла свою нишу в сфере общемирового межрелигиозного диалога. В международных структурах Казахстан стал узнаваем своими интеграционными инициативами, а также как страна с динамично развивающейся экономикой и обществом, сплоченным на основе взаимопонимания и уважения людей различных этносов и религий.
За 22 года своего независимого развития Казахстан завоевал авторитет, признание и доверие в мировой политике, неукоснительно следуя Принципам Устава ООН, стал надежным партнером всего мирового сообщества.

Как организовано международное сотрудничество Казахстана в сфере обеспечения безопасности?

С обретением независимости Республика Казахстан вступила в целый ряд международных организаций, таких как ООН, а также ОБСЕ, ОИК (ОИС), СНГ, ШОС, ОДКБ и другие.

2 марта 1992 года по итогам 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 46/224 Казахстан был единогласно принят в члены ООН. 12 ноября 2012 года в рамках 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Казахстан впервые избрана членом Совета ООН по правам человека на 2013-2015 годы. Сегодня в нашей стране в различных областях жизнедеятельности плодотворно работают 15 представительств ООН.

Учитывая многоэтничный и многоконфессиональный состав населения, Казахстан выдвинул ряд конструктивных международных инициатив, а также поддержал прогрессивные идеи лидеров других государств мира, направленные на укрепление мира и стабильности, диалога между культурами и религиями, как внутри страны, так и на международном пространстве.

Идеи толерантности и мира, сотрудничества цивилизаций стали лейтмотивом крупнейших внешнеполитических инициатив Республики Казахстан и имеют большое значение для сохранения мира и стабильности в Центральной Азии и на Евразийском континенте.

Свидетельством высокой оценки казахстанской модели поддержания межэтнического и межконфессионального согласия мировым сообществом является то, что Казахстану было доверено возглавить крупнейшие международные организации Европы и мусульманского мира – ОБСЕ и ОИС.

Казахстан и ОБСЕ Республика Казахстан вступила в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в январе 1992 года.
Участие страны в авторитетной международной организации СБСЕ (ОБСЕ) подтверждает стремление Казахстана бороться за мир и безопасность не только в Европе, но и в других частях света.

Главами многих государств-членов ОБСЕ дана высокая оценка роли и вкладу Казахстана в дело нераспространения ядерного оружия и других средств массового поражения, сказано о дальнейшей поддержке политики страны в этой сфере.

В направлении взаимного сотрудничества с ОБСЕ Казахстан, в первую очередь, стремится сохранить мир в Центральной Азии и обеспечить региональную безопасность совместными усилиями с ОБСЕ.

Одним из важнейших событий для Казахстана на международной арене стало председательство нашей страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. В течение председательства Казахстан добился ряда высоких результатов, главным из которых стало проведение Саммита ОБСЕ в столице Казахстана г. Астане после 11-летнего перерыва. Главы многих государств и правительств мира воочию увидели достижения Казахстана во всех сферах человеческого развития.

Девизом председательства Казахстана в ОБСЕ стали четыре «Т»: trust (доверие); tradition (традиции); transparency (транспарентность); tolerance (толерантность).
При этом одним из важнейших компонентов Председательства Казахстана в ОБСЕ стала «Толерантность», которая отразила значимость для Казахстана вопроса укрепления диалога между культурами, религиями и цивилизациями.

Как подчеркнул Президент Казахстана в статье «Судьба и перспективы ОБСЕ»: «Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного диалога, намерен использовать достаточно мощный потенциал организации для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма».

Казахстан и ОИС Развивая сотрудничество с арабскими странами мира, Казахстан в 1995 году стал членом Организации Исламской Конференции, объединяющей в своем составе 57 мусульманских стран, большинство из которых при этом являются светскими государствами.

Благодаря своему успешному развитию Казахстан удостоился права председательствования в ОИК в 2011 году, и 28 июня этого года в Казахстане прошла 38-я сессия Совещания министров иностранных дел (СМИД) Организации Исламская конференция (ОИК).

Будучи во главе ОИК Казахстан предпринял усилия для включения в повестку организации таких насущных вопросов как: политическое и гуманитарное сотрудничество, борьба с терроризмом, религиозной нетерпимостью и гендерным неравенством. Символично, что именно в Казахстане на сессии СМИД ОИК было принято решение о переименовании ОИК в Организацию Исламского сотрудничества (ОИС), а также была утверждена новая эмблема Организации.

Активное участие Казахстана в деятельности ОИС наряду с другими крупными региональными и мировыми организациями создает условия для обсуждения и принятия важных решений по вопросам обеспечения межконфессионального мира и согласия, а также диалога культур и религий на международной арене.

Казахстан и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) В 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Казахстана Н.Назарбаев выдвинул инициативу по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Предложение казахстанского лидера получило широкую поддержку со стороны как азиатских, так и европейских государств, что предопределило высокий уровень эффективности его реализации. В то время Азия не имела какой-либо общеконтинентальной структуры для рассмотрения вышеперечисленных проблем и продвижения идей мира, безопасности и стабильности.

Казахстан предложил создание международного форума, объединяющего государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в обеспечении стабильности и безопасности в регионе.

Сегодня СВМДА, объединяя в своем составе 24 государства, превратился в важный фактор современных международных отношений и стал эффективной общеазиатской диалоговой площадкой по широкому кругу вопросов сотрудничества. СВМДА получило статус наблюдателя при ООН (12 ноября 2007 года), что стало признанием высокой значимости СВМДА в деле обеспечения безопасности и сотрудничества между странами и культурами.

Сегодня Казахстан становится «мостом» между Востоком и Западом, поднимая вопросы об установлении принципа диалога религий и цивилизаций в глобальном масштабе. Сформировавшаяся в стране модель межэтнического и межконфессионального согласия получила мировое признание.

Казахстан и Альянс Цивилизаций

Как известно, Альянс цивилизаций (далее — Альянс) создан с целью объединения усилий международного сообщества для предотвращения углубления раскола между Западом и мусульманским миром, преодоления религиозных предрассудков и поляризации между цивилизациями, поощрения правительств к принятию для этого адекватных мер в глобальном масштабе.

Сегодня Альянс активно проводит свою деятельность в рамках Организации Объединенных Наций и является одной из ведущих площадок для организации межкультурного диалога в мире.

Казахстан и Альянс являются партнерами в вопросах продвижения мирных инициатив во имя диалога между цивилизациями. Сотрудничество Республики Казахстан с Альянсом Цивилизаций началось с вхождения Казахстана в Группу друзей Альянса 16 ноября 2005 г.

В свою очередь, для Альянса цивилизаций полезен опыт Казахстана по сохранению межрелигиозного согласия и толерантности в поликонфессиональной стране и Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

В чем значимость Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»?

Принятие в 2011 году Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» стало насущным требованием современности, периодом определения государством своей стратегической линии в сфере религии в абсолютно новых геополитических условиях. Речь идет о возникновении новых вызовов и угроз для страны, связанных с воздействием на Казахстан псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, а также начавшимся процессом разрушения традиционных ценностей, прямо влияющих на религиозную идентичность людей.

Значимость Закона в том, что он направлен на совершенствование государственно-конфессиональных отношений, обеспечение безопасности и устойчивости государства в новых условиях, создание правового поля для действий религиозных организаций и снижения уровня возможностей для использования религии в деструктивных целях.
Положения Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» основываются на Конституции (Основном Законе) РК.

Важно, что в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» четко определена деятельность государства, построенная на соблюдении принципа отделения религии и религиозных объединений от государства, в том числе:

  • не вмешиваться в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан;
  • не возлагать на религиозные объединения выполнение функций государственных органов;
  • не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан;
  • способствовать установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

В целом, благодаря эффективной реализации всех положений Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в нашей республике сформировалась надлежащая эффективная правовая база, регулирующая сферу религии и религиозные отношения в обществе.

Какие религиозные объединения сегодня представлены в Казахстане?

25 октября 2011 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Реализация ключевых положений Закона позволила навести порядок в правовом регулировании конфессионального пространства.

Своевременным шагом стала перерегистрация религиозных объединений. Благодаря этому процессу были получены новые данные об их количестве и вероисповедной принадлежности.

Как известно, по состоянию на 1 января 2011 года в стране действовало 4551 религиозное объединение. На настоящий момент их численность составляет 3449.
На основе работы отечественных экспертов была предложена новая классификация религиозных объединений, сократившая число конфессий и деноминаций с 46 до 18.
Вследствие всей этой большой работы государственных органов, религиозная панорама Казахстана представлена следующим образом.

Самыми многочисленными религиозными объединениями являются мусульманские – 2382, которые объединяют более двух третей от общего числа всех верующих в стране и имеют наибольшее количество культовых сооружений – 2381.

Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Русская Православная Церковь (РПЦ), которая включает 289 религиозных объединений. Следующим для Казахстана религиозным направлением является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 84 религиозных объединений. Также в конфессиональном пространстве Казахстана имеются протестантские религиозные объединения, которых в стране насчитывается свыше 500. Помимо перечисленных выше, действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединения буддизма, а также ряд других деноминаций.

Какова религиозная панорама мира?

Изучение мирового религиозного ландшафта показывает его уникальность и многообразие. В целом, по данным Форума Исследовательского центра Pew по религии и общественной жизни, оказалось, что по всему миру более чем восемь из десятых людей идентифицируют себя с определенной религиозной группой.

Исследование Фондом состояния более чем 230 стран и территорий показало, что только по состоянию на 2010 год существует 5,8 млрд. религиозно аффилированных взрослых и детей по всему миру, представляющих 84% населения мира из 6,9 млрд.

Демографические исследования на основе анализа более чем 2500 переписей, обзоров и регистров населения обнаруживают по всему миру наличие:

  • 2,2 млрд христиан (32% населения мира),
  • 1,6 млрд мусульман (23%),
  • 1 млрд индуистов (15%),
  • около 500 миллионов буддистов (7%),
  • 14 миллионов иудаистов (0,2%),
  • более 400 миллионов человек (6%) практикуют различные народные или традиционные религии, в том числе африканские традиционные религии, китайские народные религии, коренные американские религии и религии австралийских аборигенов.

По оценкам, 58 миллионов человек – чуть менее 1% мирового населения – принадлежат к другим религиям, в том числе – вере Бахаи, джайнизму, сикхизму, синтоизму, даосизму, тэнрикѐ, викки и зороастризму.

В то же время новое исследование Pew Форума также обнаружило, что одна шестая населения земли (1,1 млрд или 16%) не имеет религиозной принадлежности.
Почти три четверти (73%) людей мира живут в странах, в которых их религиозная группа составляет большинство населения.
Только около четверти (27%) всех людей проживают как религиозные меньшинства.

В подавляющем большинстве случаев индуисты и христиане имеют тенденцию проживать в странах, где они являются большинством. Так, 97% всех индуистов живут в трех странах, которые представляют индуистское большинство в мире (Индия, Маврикий и Непал), и почти девять из десяти христиан (87%) находятся в 157 странах мира, которые представляют христианское большинство.

Большинство мусульман (73%) и религиозно неопределившихся людей (71%) также живут в странах, в которых они являются преобладающей религиозной группой.
Мусульмане составляют большинство в 49 странах, включая 19 из 20 стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Религиозно неопределившиеся люди составляют большинство населения в шести странах: Китай, Чешская Республика, Эстония, Гонконг, Япония и Северная Корея.
Большинство членов других основных религиозных групп живут в странах, в которых они являются в меньшинстве.

Семь из десяти буддистов (72%), например, живут как религиозные меньшинства. При этом только трое из десяти (28%) живут в семи странах, где буддисты являются большинством, это: Бутан, Бирма (Мьянма), Камбоджа, Лаос, Монголия, Шри-Ланка и Таиланд.

Израиль является единственной страной, где иудаисты являются большинством.

Не существует стран, где члены других религий, таких, как приверженцы Бахаи, джайны, синтоисты, сикхи, даосисты, последователи тэнрикѐ, викки и зороастрийцы составляют большинство населения.

Нужно отметить, что в среднем некоторые религии имеют больше молодого населения, чем другие. В частности, возрастные различия отражают географическое распространение религиозных групп. Те, что с большой долей приверженцев в быстро растущих, развивающихся странах, имеют тенденцию обладать более молодым населением. А группы, сосредоточенные в Китае и в развитых индустриальных странах, где темпы роста населения медленнее, как правило, старше. Средний возраст двух основных групп – мусульман (23 года) и индуистов (26 лет) – младше среднего возраста общей численности населения в мире (28 лет), а остальные группы старше среднего возраста.
Христиане имеют средний возраст 30 лет, после чего следуют представители других религий (32 года), приверженцы народных или традиционных религий (33 года), религиозно неопределившиеся (34 года) и буддисты (34 года). Иудаисты имеют самый высокий средний возраст (36 лет), они старше самой младшей группы, мусульман, на более чем десять лет.

Национальные религии тесно связаны с конкретным народом, этнической принадлежностью или племенем. В некоторых случаях элементы других мировых религий смешиваются с местными верованиями и обычаями. Эти верования часто не имеют формальных вероучений или священных текстов, к числу которых следует отнести африканские традиционные религии, китайские народные религии, коренные американские религии и религии австралийских аборигенов.

Какие религии называются мировыми и традиционными?

Под «мировыми религиями» следует понимать религии, получившие распространение на всех континентах мира среди народов многих стран, объединяющие людей одной веры независимо от их расовой, этнической, языковой, социальной или политической принадлежности.

К мировым религиям также относятся религии, возникшие достаточно давно и повлиявшие на общий ход истории развития человеческой цивилизации.
В настоящее время к мировым религиям относятся только три религиозных вероучения, это: буддизм, христианство и ислам. Свое влияние мировые религии оказали и на историю Великой Степи. Они по-прежнему сохраняют свою ведущую роль на этой обширной территории Евразии, включая современный Казахстан.

Что касается «традиционных религий», то к ним следует отнести те вероучения, которые характерны для конкретного народа, проживающего на определённой территории или государства, а также внесшие существенный вклад в историю, традицию, культуру, язык и самосознание данного народа.

Антонимом «традиционной религии» считается «нетрадиционная», то есть та религия, которая:

  • получила распространение на определённой территории сравнительно недавно,
  • не имеет определённой исторической, культурной и социальной значимости.

Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что религия, которая получила распространение на территории того или иного государства и считающаяся «нетрадиционной», может являться культурообразующим фактором для некоторых этнических групп, а также быть традиционной для другого государства ввиду её определённого вклада в развитие проживающего на её территории народа.

Кого называют верующим и практикующим человеком?

К категории «верующий» следует относить тех людей,

  • признаёт существование Бога;
  • ориентирует себя с определённым вероучением;
  • имеется соответствующее религиозное мировоззрение и миропонимание.

В повседневной жизни верующий, как правило, исполняет и поступает в соответствии с догматикой вероучения, которому он незыблемо следует.
Для верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, то есть те высшие ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится относительно этих ценностей.

В религии принято различать несколько типов верующих:

  • первый тип: глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
  • второй тип: верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
  • третий тип: колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религией и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении и отношении к окружающему миру.

В отличие от верующего человека практикующий человек в полной мере выполняет все требования и ритуалы своего вероучения, а также следует всем канонам религиозной обрядности и духовным традициям.

Что такое религиозный экстремизм и терроризм?

В настоящее время особую опасность миру и безопасности в государствах и обществах представляют экстремисты и террористы, которые используют религию в своих политических целях.

Прикрываясь религией и ее ценностями, апологеты разжигают ненависть и вражду в человеческом сообществе, насаждают нетерпимость и насилие во всем мире.

Под «религиозным экстремизмом» следует понимать разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности, либо конституционным и иным правам и свободам граждан. В узком значении под религиозным экстремизмом понимается приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающаяся с демагогией.

В широком значении под этим термином понимается религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Что касается термина «терроризм», что в переводе с латинского обозначает «страх, ужас», «устрашение», то здесь следует понимать крайнее проявление экстремизма.
Терроризм представляет собой деятельность, направленную на достижение политических целей с помощью особо жестоких, устрашающих форм и методов насилия. Это самое опасное и трудно прогнозируемое явление современности, приобретающее все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

Что касается террористических актов, совершенных террористами, то они приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

Терроризм как массовое и политически значимое явление – результат повальной «деидеологизации», когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения, уничтожения и воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности.
В целом, терроризм – это один из жесточайших вызовов современного глобализирующегося мира, который во всех своих формах и проявлениях по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем всего мирового сообщества.

Наносимый религиозным экстремизмом и терроризмом вред социуму чрезвычайно опасен, его проявления варьируются:

  • от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов,
  • от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности.

Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные последствия.

Какие религиозные объединения судом Казахстана признаны как «террористические» и «экстремистские»?

Согласно судебным решениям Республики Казахстан «террористическими» признана целая группа радикальных организаций, а именно:
I. На основании решения Верховного Суда РК от 15 октября 2004 года:
1. «Аль-Каида»;
2. «Исламская партия Восточного Туркестана»;
3. «Исламское движение Узбекистана»;
4. «Курдский Народный конгресс».

II. Согласно решению Верховного Суда от 15 марта 2005 года:
1. «Асбат аль-Ансар»;
2. «Братья мусульмане»;
3. Движение «Талибан»;
4. «Боз Гурд»;
5. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»;
6. «Лашкар-и-Тайба»;
7. «Общество социальных реформ».

III. Решением суда г.Астаны от 17 ноября 2006 года:
1. «Организация освобождения Восточного Туркестана»;
2. «АУМ Синрике».

IV. Решением суда г.Астаны от 5 марта 2008 года:
1. «Исламская партия Туркестана».

V. Решением суда г.Атырау от 25 ноября 2011 года:
1. «Джунд-аль-Халифат» (Солдаты халифата).

Вместе с тем согласно судам Республики Казахстан признаны «экстремистскими» нижеследующие организации:

I. Решением суда г. Астаны от 28 марта 2005 года:
1. Организация «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами».

II. Решением специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 7 июня 2012 года:
1. Республиканское общественное объединение «Сенім. Білім. Өмір».

III. Решением Сарыаркинского районного суда г.Астаны от 26 февраля 2013 года:
1. «Таблиги-Джамагат».

В чем заключается специфика деятельности религиозных организаций «Ата жолы» и «Алля Аят», запрещенных в Казахстане?

Следует подчеркнуть, что 5 февраля 2009 года специализированным межрайонным экономическим судом г.Алматы принято решение о ликвидации ТОО «Ата жолы» и запрещение его деятельности, а также пропаганды идеологии Ата жолы и последующего ее распространения, в том числе через СМИ.

Специфика деятельности Ата жолы

За определенную плату в этой организации стремились сделать из человека – «аулие» (святого). В курс лечения входит поездка по «святым местам» в южные регионы Казахстана для общения с духами предков (аруахами). Человеку внушают, что он обладает пророческим и целительским дарами и может излечить людей от недугов. Если же он не последует зову apyaxoв, то на него обрушатся несчастья.

Правоохранительными органами страны установлено, что основными источниками финансирования Ата жолы являются обязательные денежные вложения самих последователей, когда каждый адепт должен привести с собой еще большее количество новых последователей для повышения своего уровня в этой организации.

Методы «исцеления», применяемые в «Ата жолы», не соответствуют принципам как традиционной, так и народной медицины.
В процессе судебных разбирательств было установлено, что попавший в секту человек подвергается психологическому, духовному и физическому насилию, что приводит к самым печальным последствиям. Имели место факты суицидов или тяжких последствий для здоровья в результате следования практике организации.

Алла Аят Решением специализированного межрайонного экономического суда г.Алматы от 22 декабря 2008 г. была запрещена деятельность ОО «Аят-чистое сознание» на всей территории республики.

Специфика деятельности «Алля-Аят»

Представители этого течения не признают традиционных религий, сжигают Коран и Библию. Курс лечения начинали путем подключения к энергии Фархата-аты, которая заключается в произнесении «Формулы жизни». Далее, согласно установленной системе, необходимо регулярно, множество раз в день смотреть на солнце в течение трех минут, произнося эту формулу. Также следует пить «лечебный Эткен чай» (обычный чай с солью) и читать журналы «Звезда Селенной».

Данная практика носила псевдоцелительский характер, более того, она осуществлялась лицами, не имеющими медицинского образования, а также осуществлялась вне условий специализированных лечебных учреждений.

Согласно проведенного специалистами в области медицины оценки эффективности и безопасности деятельности движения «Алля-Аят» сделаны нижеследующие выводы:

  1. Существует потенциальная возможность ухудшения психического и физического состояния для лиц, вовлеченных в деятельность данного движения и (или) подвергнувшихся его воздействию.
  2. Практика, используемая в движении (учении) Фархат- ата, не имеет какого-либо научного обоснования и целиком и полностью основана на откровениях основателя движения и его ближайших последователей.
  3. У лиц, непосредственно вовлеченных в деятельность движения и (или) подвергнувшихся его воздействию, могут возникнуть болезненные последствия воздействия в виде ущерба в структуре личности.
  4. Применение вышеназванных методов воздействия на граждан, может привести к возникновению у них психических и соматических заболеваний.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что судебное решение о ликвидации общественных объединений «Ата Жолы» и «Алля Аят» является вполне своевременным и эффективным методом реагирования государственных уполномоченных органов Республики Казахстан на деятельность организаций, несущих ущерб здоровью граждан. Это решение вполне соответствует пункту 3 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, статьи 19 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» о том, что не допускается пропаганда или агитация подрыва безопасности государства и создания факторов, угрожающих здоровью населения.

Каков психологический портрет современного экстремиста/террорист

Согласно психологическим исследованиям имеется набор черт, свойственный для данной категории людей.

Так, ученые полагают, что серьезные изменения в поведении личности происходят в связи с принадлежностью человека к какой-либо террористической организации с последующим принятием их нормативных систем и установок, что в корне влияет на изменение личности, ведет к разрыву с обществом и подпольному существованию.

В террористических организациях обычно велик процент агрессивных параноидов. Их члены склонны к экстернализации, к возложению ответственности за свои неудачи на обстоятельства и поиск внешних факторов для объяснения собственной неадекватности.

Обнаружено, что при всем различии террористических группировок всех членов организации объединяет слепая преданность ее задачам и идеалам. Более того, эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию.

Прежде чем стать террористом, человек проходит через апатию и другие формы социальной дезадаптации.
Общей чертой террористов является сильная потребность во включенности в группу людей, связанных с проблемами самоидентичности и самооценкой, которые развились в результате комплекса факторов, в частности это воспитание в не полных семьях, испытание трудностей в рамках существующих общественных структур (потеря или вообще неимение работы).

Попытка смоделировать процесс становления террориста осуществлена Э. Шоу, который обозначил четыре фактора, приводящих человека к терроризму, это:

  • ранняя социализация;
  • нарцистические нарушения;
  • конфликтные ситуации, особенно конфронтация с полицией;
  • личные связи с членами террористических организаций.

Исследователь делает вывод, что террористами становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, пусть и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно – это равносильно психологическому самоубийству.

Для террориста покинуть организацию означает потерять самоидентичность. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. Они добровольно либо неосознанно становятся членами жестко авторитарных групп, где обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность.

По мере того как террорист проникается идеологией своей организации, он усваивает абсолютистскую риторику. Мир для этой личности практически распадается на
«своих» и «врагов», «черное» и «белое», «правильное» и «неправильное», что формирует у террористов готовность к нанесению ударов по врагу, кем и в каком образе он бы не являлся.

На пресс-конференции Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, состоявшейся 9 апреля 2014 года, был представлен социальный портрет террориста. Это зачастую:

  • безработный молодой человек в возрасте 28 лет,
  • имеющий среднее образование,
  • не обладающий специальным религиозным образованием,
  • женатый.

Какую работу проводит государство по профилактике и противодействию кибертерроризму?

Как известно, с развитием компьютерной технологии появился такой вид преступности, связанный с электронной обработкой информации в криминальных целях, получивший название «кибертерроризм».

К списку кибертерроризма следует отнести различные вирусы, использование интернет-сети для получения конфиденциальной информации, государственных тайн, а также в массовом плане – пропаганда и передача информации и материалов деструктивного характера.

Государством на постоянной основе проводится мониторинг интернет пространства на предмет выявления деструктивных сайтов/порталов/интернет-страниц/форумов.

Посредством данного мониторинга проводится религиоведческая экспертиза, определяющая интернет- ресурс «деструктивным», «содержащим в себе признаки религиозного терроризма».

На основании заключения экспертиз проводится суд, на котором решается вопрос о закрытии доступа к данному ресурсу, либо самого ресурса на информационном пространстве Казахстана.

Одним из методов противодействия кибертерроризму является оперативное удаление деструктивного контента из сети и последующее закрытие доступа к нему.

В чем особенность Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы?

Как известно, в рамках исполнения поручений, данных Главой государства, в сентябре 2013 года был разработан и принят важнейший документ – «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы».

Основной целью Государственной программы является обеспечение безопасности гражданина, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Следует отметить, что особенностью Государственной программы является содержание новых форм и методов организации работы государственных органов, осуществляющих противодействие религиозному экстремизму и терроризму, в том числе меры по повышению религиозной грамотности населения.

Достижение этой цели будет обеспечено совершенствованием мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, повышением эффективности выявления и пресечения указанных проявлений, а также совершенствованием системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности.

Особое внимание в Программе уделено широкому привлечению общественности к профилактической работе и модернизации информационно-пропагандистской работы среди целевых групп.

Большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены программой, будут реализованы впервые и рассчитаны на активную гражданскую позицию казахстанцев, что в совокупности позволит укрепить в обществе толерантное религиозное сознание и иммунитет к радикальной идеологии.

В целом, реализация Государственной программы позволит укрепить общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму.